|
«превосходство, в котором убеждены отдельные люди или даже целые популяции, бывает иногда мнимым и расценивается со стороны как пустое бахвальство; однако хвастовство и фанфаронство также очень наглядно свидетельствуют о стремлении к превосходству, отсутствие которого приходится компенсировать иллюзорным самообманом.»
А.И. Розов
«Стремление к превосходству как одно из основных влечений»
Прошлой осенью на сайте одного из поставщиков измерительной техники я наткнулся на клоунскую статью с нелепым названием «Сравнение цен и характеристик низковольтного испытательного оборудования компаний MEGGERи Sonel». Мой интерес подогрелся тем, что данный суровый трактат, не успев начаться, сразу закончился пафосным выводом: «Сравнительный анализ цен и характеристик однозначно указывает на неоспоримые преимущества приборов MEGGER перед конкурентами». Оттооно как. Оказывается, трудятся разработчики и инженеры, вкладываются десятилетия и астрономические суммы денег в производство и продвижение. А потом появляется некий сказочник, и сообщает всем, что, дескать, неправда все это. Типа мегер — навсегда. Дешево и крутиловски. Так вот тогда же я с другими техническими специалистами решил ознакомиться с неопровержимыми доказательствами превосходства. Как сейчас помню, стоим мы рядом с компьютером, а я говорю,: — «Ребят, давайте читнем на всякий случай, вдруг мы пропустили чего??» Даже приготовились к самому худшему. Открываем мы этот документ, а там вместо технических аргументаций нас ждала примитивная поделка в виде набора корявых красных стрелок. Вели они ессно по направлению от sonel к megger. Это как, «Вы им денег не несите, вы нам лучше деньги несите». Аргументация тоже указана железная, у нас лучше. Ну мы посмеялись и успокоились. Нет, мы конечно вспотели немного, в том смысле, что нам казалось, что мы живем в цивилизованной стране. Работаем в цивилизованном сообществе, в котором есть определенные правила поведения. Я представил себе такую картину, что однажды все производители приборов (утюгов, телевизоров, автомобилей, самолетов и двигателей и т.д.) выпускают вот такую поделку в пэинтбраше, в которой вот такими же красными стрелками переводят все на себя. И я представил себе в каком состоянии будет мозг будущего пользователя, который стоит перед выбором, «какой же стрелке верить?» На этом в общем то все могло и закончиться. Я подумал, что ребятам надо как то развиваться, привлекать к себе внимание, пускай даже такими дешевыми способами. Может после просьбы с нашей стороны они обратят внимание, что это не очень красиво? К тому же, как то не совсем представлялось адекватным выпускать анти-сравнительные таблицы на нашем сайте. Но к сожалению, несмотря на существенное время прошедшее после публикации той статьи, оказалось что здравый смысл — это не то понятие, которое сопутствует разработчикам указанного творения.
Для начала можно поговорить вообще про саму идеологию сравнения продукта X с продуктом Y. Любой производитель и поставщик всегда озабочен таким вопросом. Другое дело, что такое сравнение провести практически невозможно. И вот почему. Абсолютно любой более менее серьезный продукт обладает широким рядом атрибутов, порой далеко не ограничивающихся техническими свойствами. Плюс ко всей этой объективности, потребитель всегда обладает своим субъективным мнением, которое может легко использоваться для пренебрегания целым рядом свойств продукции в угоду личному иллюзорному представлению. Даже если ограничить себя исключительно техническими параметрами, порой сравнение двух типов приборов правильно провести нельзя. Часто есть различие в имеющихся функциях, причем сомнительно, что именно наличие/отсутствие конкретной функции критично для пользователя. А иногда даже при наличии одинаковых функций, метод достижения итогового результата настолько различен, что может ставить под сомнение правильность его получения. Это, плюс элементарные правила поведения, обязывает производителей и поставщиков не использовать сомнительные результаты сравнения для вливания в умы масс потребителей. Другое дело, что не все компании спешат вкладывать полученную прибыль в непопулярные расходы на развитие и продвижение собственной продукции. Некоторые предполагают, что наспех скроенные диаграммы могут помочь им избежать серьезных вложений.
Итак, в чем же все таки состоит мегапалево указанной ситуации? А в том, что волшебники-создатели известной статьи забыли кое-что рассказать читателям.
Для начала вам забыли сообщить истинное положение дел по сертификации приборов из сравнения. То есть информация была подана таким образом, что погнавшись за неоспоримым преимуществом, умолчали про отношение к сертификации утверждения типа каждой конкретной модели рекомендуемого прибора. А отношение это такое:
- LT-315, LT-325, LT-335 не находятся в принципе в государственном реестре. Их родственное отношение к реестру проведено через омметр цифровой LT-300. Кстати, через LT-300 также подставлены модификации LTW-315, LTW-325, LTW-335. Достигается такой результат за счет того, что пользователь прибора практически никогда не видит Описания типа СИ, в котором четко прописаны наименования типов.
- CM 300 MK 5 на момент написания статьи был в реестре, а именно с 2002 года по 2007 год, но сейчас к сожалению закончился.
- RCDT-320 без всяких аналогий вообще никогда там не находился.
- MIT-410 скромно «прислонили» к сертифицированным MIT-230 и MIT-430.
- DLRO 10X позиционируется как сертифицированный микроомметр, что будет справедливо, если только откинуть от его наименования «X».
Итого, в настоящее время, из десяти предлагаемых для замены SONEL позиций получается, что только три имеют сертификат утверждения типа. И эти три позиции противопоставляются средствам измерений, которые в абсолютно полном объеме прошли испытания с целью утверждения типа. Причем многие их этих СИ уже прошли в том числе испытания с целью соответствия утвержденному типу.
Можно, конечно, пойти еще дальше. Например, вспомнить про измерение сопротивления петли КЗ с относительной погрешностью в 5% против 2%, про измерение сопротивления электроизоляции на 1000 В против 2500 В, про даже элементарную потребность в восьми щелочных элементах питания против двух. Но вот только это будет бессмысленным соревнованием.
Превосходство как наваждение, это конечно болезнь. Особенно она тяжело протекает, когда хочется достичь максимума, приложив при этом минимум затрат. И сравнительный анализ цен и характеристик, к сожалению, это подтверждает. Мы желаем скорейшего выздоровления таким экспертам по анализу нашей продукции.
В. Барчук
Руководитель технического департамента ООО «СОНЭЛ»
декабрь 2008
|