|
6% электричества потребляется в обход приборов учета
Реформа РАО "ЕЭС России" приведет к тому, что на рынке электроэнергии возникнет реальная конкуренция. Однако независимые энерготрейдеры есть и сейчас. О том, как работает этот рынок, сколько электричества крадут и как остановить рост тарифов, «Газете.Ru» рассказал Генеральный директор ООО «Транснефтьсервис С» Станислав Ананьев.
В России есть несколько категорий сбытовых компаний – это сбытовые компании, входящие в структуру РАО ЕЭС, муниципальные сбытовые компании и частные, так называемые независимые. Мы относимся к последней группе. Мы начали активно осуществлять торговые операции на оптовом рынке электрической энергии в 2002 году с обслуживания исключительно крупных промышленных предприятий.
С этого года мы доработали свою стратегию развития в сбытовой сфере, подошли к той черте, когда дальнейшее развитие бизнеса возможно только при качественном изменении статуса – это работа с разными группами потребителей, включая население. Первый шаг в реализации новой стратегии, который мы сделали недавно – приобрели на аукционе пакет акций «Ярославской энергосбытовой компании».
Диверсификация потребителей позволяет застраховаться от ухода потребителей. Чем шире клиентская база, тем меньше вероятность того, что потеря части доходности приведет к потере бизнеса как такового. Нарабатывать опыт можно, только работая с разными группами потребителей. Мы хотим зарабатывать больше и хотим расширять объемы продаж электричества.
Сбытовая компания является держателем финансовых контрактов и лишь поэтому представляет из себя определенную ценность. Кстати, доля доходов сбытовых компаний в конечной стоимости электрической энергии составляет не более 10%. Все остальное – это затраты сетевых и генерирующих компаний.
У нас есть опыт, у нас есть история взаимоотношений с нашими контрагентами, есть сложившийся имидж и финансовые обязательства. Все это является определяющим для потребителя при выборе сбытовой компании. Это и есть наши активы.
С точки зрения максимального дохода выгоднее снабжать так называемую «мелкомоторку», то есть не крупных потребителей, а любой малый и средний бизнес, например кафе и рестораны. Это самое эффективное с точки зрения сбытовой маржи. А самым безрисковым является энергоснабжение крупных предприятий. Доходность там, как правило, незначительная, но, по крайней мере, платежи поступают в срок.
Во всем мире доходы сбытовых компаний, наоборот, складываются за счет работы с населением и непромышленными организациями. Там действительно сложная, кропотливая работа, обходы каждого абонента, установление и контроль счетчиков и прочее. Но на Западе население платит в разы больше, и с населением работать выгодно. У нас сегодня не все платят за электричество только потому, что электрическая энергия сегодня в большинстве случаев включена в общий коммунальный счет, который для многих неподъемен. Но электрическая энергия – это отдельная услуга, отдельный товар, и оплачиваться она должна отдельно.
Наша деятельность ничем не отличается от деятельности сбытовых компаний РАО ЕЭС, наши тарифы устанавливают региональные органы регулирования. В новой модели рынка мы, как независимый сбыт, выпадаем из-под регулирования, получаем возможность устанавливать тарифы на договорной основе, но не выше тех тарифов, которые установлены для соответствующих групп потребителей у действующих сбытов РАО ЕЭС. Если же в нашей структуре потребителей появится население, то наши тарифы будут по-прежнему регулироваться.
Мы надеемся, что в течение 3-4 лет сбытовые компании смогут выставлять счета каждому отдельному потребителю, в каждую квартиру по каждому счетчику. И вот тогда речь будет идти не о росте тарифов, а об эффективности работы с потребителями. Добросовестные потребители перестанут платить за неплательщиков, а к последним будут применяться серьезные меры по взысканию.
Задача номер один для энерготрейдеров – это выйти на полную собираемость выставленных счетов. Работа с промышленными предприятиями тем и хороша, что проблемы кассового разрыва практически нет, они являются авансовыми плательщиками. А у сбытовых компаний, работающих с населением, – сплошные долги.
Вторая задача – это расчеты потерь. У нас сейчас порядка 6% электроэнергии проходит мимо контрольных приборов. Это нельзя расценивать иначе как воровство. Здесь мы выступаем за серьезное ужесточение мер. Ведь воровство приходится компенсировать ростом тарифов на следующий год. При устранении этой проблемы рост тарифов может быть приостановлен.
Необходимо, чтобы заработала новая модель рынка энергии. В ней сбытовые компании уже смогут определиться, как им работать, а у потребителя появится более широкий выбор «тарифного меню». Работа сбытовой компании зависит не только от подписания договоров, но и от организации сбора платежей. Должна быть разработана и установлена серьезная информационная система, база данных. Во многих регионах из-за отсутствия такой базы неизвестно, сколько абонентов находится на энергоснабжении у сбытовой компании, какой объем задолженности или переплаты сложился в текущем периоде. Необходимо знать о клиенте все: какое у него оборудование, его техническое состояние, производственные площади, необходимые в будущем дополнительные мощности, график потребления. Это также позволит варьировать тарифную политику.
Сейчас на оптовом рынке мы покупаем обезличенную электрическую энергию. У нас есть отношения с федеральным оптовым рынком электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), которому мы платим за электричество. Есть отношения с Системным Оператором, которому мы подаем свои нагрузки по часам и по суткам. Есть отношения с РАО ЕЭС, которому мы оплачиваем абонентскую плату за каждый проданный нами киловатт-час потребителю. И есть отношения с сетями, с которыми мы имеем договор на передачу электричества. Но в новой модели рынка все поставщики будут детализированы, возникнут прямые обязательства.
Создавать сбытовые компании не стоит тем, у кого нет интересов в генерации, или тем, кто до этого не занимался сбытовой деятельностью. Покупать сбытовые компании стоит тогда, когда они интегрируются в действующую структуру бизнеса покупателя или в случае, если у покупателя существуют административные и прочие механизмы для осуществления экспансии на другие площадки, на другие регионы.
Источник: " Газета.Ru"
|