|
Интересные факты и легенды из истории энергетики (Часть 3)
Любителям сказочного творчества Александра Сергеевича Пушкина будет интересно узнать, что на юго-восточном побережье Австралии запущена первая в мире электросиловая установка, использующая в качестве топлива
ореховую скорлупу. Пока скорлупки действительно «золотые», ведь строительство «зеленого» генератора обошлось австралийцам в три миллиона местных долларов. Однако высокая производительность электростанции, которая будет перерабатывать до 1680 килограммов ненужной ореховой скорлупы в час, производя при этом 1,5 мегаватта электричества, позволяет надеяться на ее быструю окупаемость. Мало того, министерство энергетики Австралии планирует удвоить производительность предприятия в течение ближайших двух лет.
Впервые в истории часы перевели жители Великобритании в 1908 г. Сегодня переводят стрелки граждане 110 стран. В нашей стране первый раз это произошло в 1917 г. Затем в 1930 страна перешла на так называемое «декретное» время и круглогодично жила на час «впереди планеты всей». В 1981 г. «летнее время» вновь начинает действовать на территории СССР. Следовательно, летом часы советских граждан отрываются от реальности уже на два часа. Лишь в марте 1991 г. декретное время было отменено, поясное «зимнее» время восстановлено в своих правах, а летом часы стали переводиться на час вперед как во всех сопредельных государствах. «Летнее» время позволяет эффективнее использовать энергоресурсы. В России таким образом экономится 2 2,5 млрд кВт?ч в год. При этом снижается нагрузка на энергооборудование и улучшается экологическая обстановка.
Как известно, государственный выставочный зал «Малый манеж» находится в здании первой московской электростанции «Георгиевская». Это далеко не единственный пример вторжения искусства в пространство социально-экономической жизни современного города. Уже существуют музеи-фабрики, музеи-вокзалы, музеи-электростанции, а в настоящее время строится даже музей-пляж. Самый известный музей, разместивший свою экспозицию в здании бывшей электростанции лондонский Новый Музей современного искусства Тейт Модерн. Менее известный, но не менее стильный и оригинальный музей античного искусства Электростанция Монтемартини находится в Риме. Античные статуи особенно радуют глаз посетителя в инженерном интерьере машинного зала.
Прообразом современного трансформатора, позволяющего передавать электроэнергию высокого напряжения на большие расстояния, была индукционная катушка первый электроприбор, использовавший явление электромагнитной индукции. В середине 19 века во время Крымской войны российский академик Б. С. Якоби применил это изобретение отнюдь не в мирных целях: ему удалось оградить Кронштадт подводными минами, чьи пороховые заряды воспламенялись с помощью индукционных катушек. Один из кораблей непобедимой англо-французской эскадры подорвался на электрической мине, и остальные в полной растерянности покинули Финский залив. Так неизвестные противнику русские электрические «катюши» заставили отступить великолепный европейский флот.
Недостатка в грандиозных энергетических проектах не было никогда. В начале прошлого века известностью пользовалась идея «приручения» энергии Гибралтарского пролива. Через него из Атлантики в Средиземное море каждую секунду перетекает десятки тысяч кубометров воды. Авторы проекта предлагали искусственно понизить уровень Средиземного моря на 200 метров и, установив в проливе несколько электростанций, получать энергию огромной по тем временам мощности 120 ГВт. Для этого надо было лишь перегородить Гибралтар плотиной.
Возможно, электричество существовало уже в Древнем Египте, Месопотамии и Южной Америке. Ученые считают, что работы внутри египетских и южноамериканских пирамид, а также росписи стен цветными красками могли осуществляться при электрическом освещении помещений с помощью небольших переносных светильников. Действительно, на внутренней поверхности пирамид не обнаружено следов копоти, что исключает использование факелов. Зато источники искусственного света упоминаются в древних текстах. Более того, на сохранившихся рисунках у древних рудокопов во лбу сияет подобие фонаря, а на стенах храмов в Египте обнаружены изображения жреца, держащего в руках огромную лампу. Конечно, древние рисунки часто носят символический характер, однако совершенно достоверно известно, что для защиты от ударов молний египтяне использовали вколоченные в землю металлические мечи.
Индийские ученые придумали еще один альтернативный источник питания. Они решили использовать фрукты, овощи и отходы от них для питания несложной бытовой техники. Батарейки содержат внутри пасту из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей или фруктов, в которой размещены электроды из цинка и меди. От четырех таких батареек можно запустить стенные часы, пользоваться электронной игрой или карманным калькулятором. Новинка рассчитана, прежде всего, на жителей сельских районов, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки необычных батареек.
Солнечную электростанцию стоимостью в миллиард австралийских долларов планирует построить электроэнергетическая компания Enviromission. Согласно проекту, электростанция станет самым высоким сооружением в мире башня высотой в 1 000 м (примерно в два раза выше знаменитой телебашни в Торонто) и с основанием размером с футбольное поле будет построена в малонаселенном районе Буронга штата Новый Южный Уэльс. Амбициозные планы австралийцев часть всемирной кампании за расширение использования возобновляемых источников энергии. Ожидается, что электричества, вырабатываемого башней, хватит для снабжения 200 000 домов, а ее эксплуатация позволит предотвратить выброс 900 000 т парниковых газов в год.
Первую в мире парогазовую турбину построил русский моряк, а точнее инженер-механик Российского военного флота Павел Дмитриевич Кузьминский. Интересы изобретателя Кузьминского простирались от вопросов механики корабля до теплотехники и воздухоплавания. Так, Кузьминский был одним из инициаторов создания воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Парогазовую турбину, или, как она тогда называлась, газопарород, капитан Кузьминский построил и испытал в 1892 году. А год спустя он предложил военному министерству проект дирижабля с турбинным двигателем собственной конструкции. Известно, что Кузьминский готовил парогазовую турбину к показу на Всемирной выставке в Париже 1900 года, до которой не дожил нескольких месяцев.
Источник: www.rian.ru
|