|
Энергетическая недостаточность
Сегодня министр энергетики Сергей Шматко подведет на «правительственном часе» в Госдуме итоги реформы электроэнергетики. Время для этого самое подходящее. До ликвидации федерального монополиста в отрасли РАО «ЕЭС России» остались считаные дни. Вчера в преддверии этого шага были официально прекращены торги акциями этой компании. Эксперты оценивают итоги реформы РАО по-разному: одни предупреждают о неизбежном дефиците электроэнергии и росте тарифов, другие напоминают об угрозе штрафов для частных владельцев электростанций в случае нарушения ими утвержденного государством графика инвестиций.
В начале недели глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс заявил, что реформа «получилась», в частности получились «создание рынка и конкуренция с привлечением частных инвестиций». Как известно, в ходе реформы РАО «ЕЭС России» было разделено на конкурентные и монопольные сектора. При этом были созданы шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК) и единая Федеральная гидрогенерирующая компания, а также 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК), крупнейшая из которых ТГК-3 («Мосэнерго») фактически контролируется «Газпромом». План реструктуризации РАО был задуман еще в 1998 году, а формально реформа началась в 2003 году c принятием закона об электроэнергетике.
Действительно ли электроэнергетика стала рыночной и конкурентной? Для ответа на этот вопрос достаточно сравнить энергокомпании либо с монопольными «Газпромом», «РЖД», либо с конкурирующими между собой сотовыми компаниями. Монополии, как правило, сохраняют дефицит, взвинчивают тарифы и диктуют свои условия потребителям. А настоящие конкурирующие компании напротив снижают цены, «бегают» за каждым клиентом и создают избыточное предложение. Сегодня вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что пока образованные в ходе раздела РАО «ЕЭС» энергокомпании ведут себя именно как монополии вне зависимости от вывески на их офисе.
«Главная задача вы обязательно держите руку на пульсе, чтобы ни один из потребителей не почувствовал, что у нас произошла реформа системы, смена управления», заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с Сергеем Шматко в прошлую пятницу. По словам президента, «реформа, по сути, завершена, но в процессе передачи регулятивных полномочий не должно быть никаких сбоев».
В свою очередь, Сергей Шматко заявил, что он обеспокоен подготовкой к «осенне-зимнему максимуму». «Уже сейчас надо к этому готовиться, Минэнерго будет вовлечено в мониторинг, предупреждение, устранение возможных внештатных ситуаций», заверил президента министр.
«Информация об инвестпрограмме, предусматривающей ввод более 40 ГВт новых мощностей, оживила рынок, повысив стоимость бумаг. Вливания в сектор должны составить около 4,5 триллиона рублей, что приведет к повышению капитализации энергоактивов и росту котировок бумаг энергетических компаний», отмечает глава департамента по реструктуризации бизнеса «2К Аудит Деловые консультации» Николай Андросов.
Впервые акции РАО появились в свободном обращении на РТС в сентябре 1995 года, 20% из них были предназначены для выкупа иностранными инвесторами, а более 50% принадлежало государству. «В дальнейшем крупнейшие холдинги смогли консолидировать большой пакет акций РАО ЕЭС, сократив, таким образом, количество бумаг в обращении. На момент прекращения торгов на РТС количество акций на бирже не превышает 3%», отмечает эксперт. Из 23 энергокомпаний, которые переходят в рыночный сектор, пока не нашли себе собственников ОГК-1, ТГК-11 и ТГК-14.
Государство сохраняет контроль над ГЭС, АЭС, линиями электропередачи и диспетчерской службой. А с 1 января 2011 года цены на электроэнергию будут формироваться рынком, а значит, можно прогнозировать рост тарифов. Принятый закон о равнодоходности внутренних и внешних цен на газ приведет к удорожанию голубого топлива и также будет способствовать высокой стоимости электричества. «Основные энергоактивы распределились среди крупных холдингов. Но дальнейший сценарий развития энергетики будет зависеть от поведения государства. Впрочем, уже сейчас можно говорить о том, что инвестпрограммы и строительство запланированных мощностей будут соблюдаться неукоснительно, в противном случае законодательством предусмотрены высокие штрафы», отмечает Андросов.
Более критически оценивает итоги реформы РАО гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян. «Вспомним, что реформа электроэнергетики затевалась в первую очередь ради того, чтобы провести реновацию мощностей но не за счет тарифа, а за счет частных инвесторов. И казалось бы, все хорошо топ-менеджмент РАО постоянно заявляет об успехах продажи госпакетов и допэмиссий акций. Но если это так, то почему со следующего года, то есть сразу же после завершения реформы, принято решение о резком пересмотре тарифной политики и росте тарифов на 23-25% в год?» удивляется глава ИПЕМа. По его словам, в целом реформу электроэнергетики следует признать неудачной по следующим причинам. Во-первых, экономическая ситуация в России к началу реструктуризации сильно изменилась и поводов для разделения РАО на множество компаний уже не существовало. Во-вторых, результаты реформирования электроэнергетики России и отрицательный опыт реформ энергетики в других странах показывают высокие риски выбранного сценария реформы.
По словам Саакяна, в ходе реформы произошло фактическое изменение целей при сохранении ранее выбранных механизмов реализации. На сегодня основной целью реформы объявлена ликвидация системных ограничений: дефицита мощности и пропускной способности магистральных линий электропередачи. При этом подразумевается привлечение сторонних инвестиций в капитальное строительство. «Однако ни одна страна в мире не проводила реформирование электроэнергетики при дефиците мощности. Наоборот, большинство стран начинали реформировать электроэнергетику в условиях излишних резервов мощности. Причем опыт зарубежных стран показал, что как раз нехватка инвестиций является самым серьезным риском либерализации энергетической отрасли», предупреждает глава ИПЕМа. По его словам, изучение мирового опыта не дает основания полагать, что реформа ведет к повышению эффективности работы отрасли. Например, в Испании именно либерализация стала причиной дефицита мощности и веерных отключений.
Большинство стран не стало доводить реформу отрасли до полной либерализации, остановившись на развитии сектора независимой генерации. «А в России уже сегодня можно утверждать, что реформа стала причиной негативных тенденций в отрасли не только косвенно, но и напрямую. Так, по оценкам тарифного регулятора, только в результате дробления РАО на отдельные компании тариф на электроэнергию с начала реформы вырос на 50%, так как произошел резкий рост административно-управленческого аппарата, по имеющимся оценкам, до 10 раз, и, как следствие, значительный рост организационных издержек», отмечает Саакян.
По мнению многих экспертов, экономически более эффективно производить электроэнергию в рамках одной большой компании, а по технологическим причинам невозможно создать конкуренцию на рынке электроэнергии, так как производство и потребление электроэнергии совмещены во времени, а загрузку генераторов определяет системный оператор. Существующий рынок электроэнергии искусственно регулируется менеджментом РАО «ЕЭС России». Доказательством отсутствия конкуренции на рынке электроэнергии является отсутствие корреляции между устанавливающейся рыночной ценой и объемами спроса и предложения. При отказе же от регулирования ничто не защищает потребителей от резкого роста цен, так как конкуренция на этом искусственном рынке фактически отсутствует.
Источник: Независимая газета
|