|
Энергетическая хартия. Перезагрузка?
Самое интересное, что составляющие актуальной триады так или иначе привязаны к энергетике. Рост цен на продовольствие объясняется, помимо всего прочего, наращиванием производства биотоплива первого поколения, рост цен на энергоресурсы становится маховиком для раскручивания инфляции, связь третьей составляющей и энергетики понятна без комментариев.
Не случайно премьер-министр Канады Стивен Харпер призвал рассматривать темы саммита в комплексе, заметив, что каждая из них «цепляет» другую. Российский лидер, со своей стороны, подчеркнул, что если политические проблемы порождают разногласия между членами G8, то вопросы энергетики, напротив, побуждают их к диалогу.
Накануне саммита на Хоккайдо Дмитрий Медведев нанес визит в страны Прикаспийского бассейна. Если на предстоящем форуме Россия могла диктовать условия, то здесь российскому лидеру самому предстояло выступить в роли просителя. В переговорах в Азербайджане и Туркмении речь шла о закупке как можно большего объема газа по рыночной цене. Поводом для визита в Казахстан стал десятилетний юбилей Астаны, но основной темой переговоров с Нурсултаном Назарбаевым опять таки стала энергетическая тематика: строительство Прикаспийского газопровода и расширение мощностей трубопровода «Средняя Азия — Центр».
Еще в марте главы газовых компаний трех стран сообщили Алексею Миллеру, что в будущем «Газпрому» предстоит покупать у них газ по европейским ценам. Но, несмотря на готовность «Газпрома» перейти на новую формулу оплаты газа, вопрос поставок газа из Азербайджана и Туркмении остается открытым. Отсутствие долгосрочных гарантий тормозит не только вопрос поставок газа, но и решения относительно развития газотранспортных мощностей — реконструкцию действующей системы и строительство Прикаспийского газопровода.
Неопределенность относительно поставок прикаспийского газа объясняется не только экономическими, но и политическими причинами. Азербайджан рассчитывает на поддержку Москвы в проблеме Нагорного Карабаха. Туркменистан не забывает о перекрытом в 1999 году газопроводе в ответ на попытку найти другого покупателя газа. Опасения насчет возвращения прежней зависимости по прежнему в силе. И не случайно договор по строительству Прикаспийского газопровода составлен в максимально свободной форме, позволяющей продавать газ другим покупателям.
Одним из итогов встречи на Хоккайдо стало решение продолжать сотрудничество на основе декларации, принятой на петербургском саммите «Большой восьмерки» (июнь 2006 года). Но общность проблем не исключает разногласий, связанных со стратегическими интересами стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Доказательство — позиция Д. Медведева относительно принятия Энергетической хартии. С одной стороны, Россия поддержала предложение коллег увеличить добычу нефти. С другой стороны, российский президент заявил о необходимости пересмотра формата сотрудничества и разработки нового международного соглашения, увязывающего интересы производителей, потребителей и транзитеров природных ресурсов.
«На сегодняшний день очевидно, что ряд международных соглашений, таких, как Энергетическая хартия, работает непродуктивно. Есть резон поговорить, чтобы консолидировать эти усилия по новому», заявил глава России. Неделю спустя глава представительства Еврокомиссии в Москве Марк Франко сделает сенсационное заявление: ЕЭС может пойти на пересмотр действующей редакции Энергетической хартии, которую Россия подписала, но отказалась ратифицировать после добавления к тексту хартии Транзитного протокола.
И все таки главным и наиболее неоднозначным решением саммита стало соглашение относительно сокращения выбросов углекислого газа на 50 процентов (к 2050 году). Столь отдаленный срок выбран не случайно. До сих пор главным препятствием в международных договоренностях выступали США, которые ставили под сомнение влияние выбросов углекислого газа на глобальное потепление. Новое решение принято под давлением Джорджа Буша, а фора более чем в 40 лет даст промышленности и энергетике США время для перестройки.
Впрочем, не совсем понятно, какими средствами будет достигнуто это решение: альтернативная энергетика по прежнему составляет не превышающую нескольких процентов долю энергобаланса, сокращение выбросов СО2 за счет снижения автомобильных выхлопов тоже не внушает особых надежд. Еще одно препятствие — позиция Китая и Индии, отказавшихся присоединиться к соглашению, даром что Китай вышел если не на первое, то на второе место по парниковым выбросам.
Единственная реальная альтернатива сжиганию углеводородного топлива — развитие атомной энергетики. Главный сторонник этого решения — президент США, его поддерживают остальные лидеры «Большой восьмерки», за исключением Ангелы Меркель. Развитие альтернативной энергетики должно стать одной из главных тем Международного форума по энергетическим технологиям будущего, который решили провести осенью 2008 года. О важности международного сотрудничества в области атомной энергетики говорит и Дмитрий Медведев: «На атомных мощностях нового поколения вопросы энергобезопасности решаются хорошо, и здесь есть очень хороший потенциал для сотрудничества».
Источник: www.energospace.ru
|