|
Жизнь после РАО оказалась дороже
Рикошетом это ударит по промышленным предприятиям, которым придется потреблять подорожавшую энергию. Но это пессимистический сценарий. И его можно избежать, убеждали корреспондента «РГ» в НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью». Именно к нему, напомним, с 1 июля 2008 года после ликвидации РАО «ЕЭС России» перешли полномочия от имени государства контролировать этот рынок. Теперь в свободную «продажу» отпущены вырабатываемая электроэнергия и мощности, которые ее производят, — оборудование, станции и прочее. А вот распределения энергии рынок коснулся лишь опосредованно. Этим занимаются специально созданные госкомпании.
Торговля мощностями и электроэнергией происходит на Московской энергетической бирже, которая начала работать с 1 июля. И уже первые дни показали, что цены намерены стремиться только вверх. Например, по первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал) они превысили 902 рубля за мегаватт-час. То есть с первого дня торгов электроэнергия подорожала на 1,5 процента. Вроде, не так уж много. Но зато по второй ценовой зоне (Сибирь) цены выросли на 21 процент — до более 669 рублей за мегаватт-час. Но по обеим зонам средний процент подорожания еще не превысил критического уровня, который грозит разбалансировать весь рынок электроэнергии. Но если тенденция сохранится, то это может произойти уже осенью.
«Этого не произойдет, — заверил РГ член правления Совет рынка Сергей Поповский. — Отчасти скачок цен был ожидаем. И он не связан с реформированием РАО ЕЭС России. Просто каждый год в это время активно идут ремонтные кампании для подготовки к зиме и по всему сетевому хозяйству, понижается уровень водности рек. Это специфика нашей страны. В той же Европе ремонт можно проводить круглый год. У нас, с учетом условий жесткой зимы, это просто невозможно». И подчеркнул, что населения эти скачки не затронут, поскольку рядовой потребитель приобретает электроэнергию по тарифам, установленным государством.
По словам Поповского, сейчас загружены менее эффективные мощности, поставка энергии на рынок сократилась, отсюда и рост цен. Конечно, в некоторой степени «масла в огонь» подлила и стихия рынка. Именно ее и надо несколько укротить. «Чтобы избежать негативного сценария, мы разработали механизм сглаживания цен, если конкурентные ставки в августе по каждой ценовой зоне вырастут более чем на 5 процентов. В новых условиях рынка действует принцип маржинального ценообразования, то есть цена определяется по последней поданной заявке, принятой биржей. И получается, что в конечном счете ее формируют маленькие и очень дорогие станции, — разъяснил Сергей Поповский суть разработанного механизма сглаживания цен. — Формировать цены на основании этих небольших станций с высокой себестоимостью экономически необоснованно. Что мы предлагаем? Убрать несколько таких станций из процесса ценообразования. Тогда замыкающими становятся большие и более эффективные станции. Несколько заявок самой дорогой неэффективной генерации мы оплачиваем по их цене, а разницу разносим на всех участников рынка. Поясню примером. Есть некие станции, которые задействованы в очень сложных режимах, когда не хватает генераций. Все остальное время они просто стоят, так как неэффективны. Если у нас получится, что в августе мы загрузим эти станции, то будет неправильно по их большим затратам формировать эту высокую цену. В этом случае мы просто убираем их из ценообразования, а затраты компенсируем всем рынком. В результате цена снижается, а общий расход на эти маленькие станции не так заметен. То есть дополнительно платим копейку, но цена получается на несколько рублей ниже. Именно этот механизм и будет использоваться в случае резких скачков на электроэнергию».
Источник: Российская газета
|