|
ПоГОСТ реформы Краткая история отказа России от системы госстандартов
Название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), созданного в 2003 году, в текущем, 2009 году чаще звучало не в связи с реформой ГОСТов, а в связи с делом о мошенничестве. В Дорогомиловском суде Москвы слушалось дело о попытке продажи должности руководителя Ростехрегулирования. Мошенники предлагали московскому бизнесмену, который проходил по делу потерпевшим, купить вожделенную должность за 17 миллионов рублей. Все это время «вакантную» должность занимал Григорий Элькин — он, естественно, знать не знал, что его креслом торгуют.
В ноябре президент России Дмитрий Медведев выразил недовольство по поводу работы Ростехрегулирования, заявив, что это ведомство стоило бы распустить. Причиной столь резкого высказывания стала ситуация с законом «О техрегулировании» — основным документом, регулирующим реформу ГОСТов в России. Медведев полагает, что необходимо «предложить радикальные меры по изменению правил, касающихся издания норм технического регулирования», и даже не исключает, что для решения проблемы может потребоваться отмена закона. «Здесь беда какая-то», — констатировал президент. Лучше и не скажешь.
Бедовая реформа
Ростехрегулирование — это бывший Госстандарт, сменивший вывеску в начале 2000-х совсем не зря. Дело в том, что федеральное агентство разрабатывает государственные стандарты — ГОСТы (вернее — национальные стандарты, но об этом ниже), без которых в России нельзя ни строить, ни заворачивать консервы, ни рубить мясо. ГОСТов в России (так называемых ГОСТ Р) — десятки тысяч, и агентство утверждает по доброй сотне новых ежемесячно. Между тем, систему ГОСТов в России планировали заменить техническими регламентами еще в 2002 году, когда и был принят новый закон о техническом регулировании.
Предполагалось, что закон заменит 170 тысяч существовавших на тот момент ГОСТов несколькими сотнями техрегламентов — обязательных, но регулирующих лишь минимальные требования к безопасности товаров. Однако национальные стандарты, большинство из которых были приняты еще в СССР, закон «О техрегулировании» не отменил, оставив на переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) их обязательными к исполнению.
Освобождение предприятий от устаревших стандартов должно было сделать их более конкурентоспособными. Не вышло.
Против закона «О техрегулировании», в частности, резко выступили как само Ростехрегулирование, так и строительные организации, потребовавшие отмены закона. В 2007 году Госдума внесла в закон поправки, воскресившие ГОСТы. С тех пор Ростехрегулирование и вся система стандартизации начала восстанавливать свои позиции, хотя и техрегламенты никуда не исчезли (переход на техрегламенты, к примеру, одно из требований ВТО к будущим участникам).
В апреле 2008 года глава Ростехрегулирования Григорий Элькин заявил о намерении разработать проект закона «О стандартизации», регламентирующего порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Газета «Коммерсант» сочла это окончательным провалом реформы техрегулирования и возвратом к советской модели ГОСТов.
Уже летом 2008 года замглавы Ростехрегулирования Сергей Пугачев в интервью газете «Время новостей» утверждал, что в техрегламентах выделены обязательные требования, которые необходимо соблюдать, и не более того. А как их достигать и проверять результаты — отражается в нормативных документах более низкого уровня, то есть в ГОСТах. «Я хочу сказать о том, что техрегламент ... не самодостаточный документ. Он все равно должен работать в окружении стандартов, о которых мы говорим. Он не заменит эти стандарты», — пояснил тогда Пугачев.
С введением техстандартов отпала бы необходимость в обязательном получении сертификатов соответствия продукции. Это, по мнению Сергея Пугачева, на практике бы привело к «отказу от проверки продукции компетентными независимыми организациями до ее выпуска в обращение». Техстандартам же должен соответствовать лишь итоговый продукт.
Короче говоря, реформа ГОСТов забуксовала. С 2002 по 2008 год были приняты всего два техрегламента, «О безопасности выбросов автотранспорта» и «О требованиях к бензинам», хотя на разработку техрегламентов было выделено 500 миллионов рублей (параллельно, правда, было принято 2 тысячи новых стандартов). В 2008 и 2009 годах ситуация несколько улучшилась — на сегодня в России действует 11 регламентов. Всего же нужно принять около 600 технических регламентов. Не сложно подсчитать, что даже если принимать их по 6 штук в год, то на полный переход от ГОСТов к техрегламентам уйдет 100 лет, учитывая, что их должна одобрять Госдума.
Ростехрегулированию отчасти и самому выгодно сохранение системы стандартов, которая позволяет агентству вполне официально торговать документами, хотя бы и через ФГУП «Стандартинформ». Проблема в том, что разработка стандартов на данный момент является основной функцией агентства, а не дополнительными услугами, чтобы на них можно было подрабатывать. Впрочем, заставить Ростехрегулирование отказаться от прибыльного бизнеса никто пока так и не смог.
Перезагрузка
В декабре Дмитрий Медведев вновь потребовал от правительства активизировать работу по принятию техрегламентов. «Законопроект („О техрегулировании“ — прим „Лента.Ру“) оказался нежизнеспособным, и задача ответственных людей это честно признать», — подчеркнул глава государства.
Интерес у Медведева к техрегламентам возник не случайно: на технические регламенты в России возлагают большие надежды. В том числе и президент, который, как известно, выступает за энергосбережение. Последнее можно обеспечить, например, включением во все новые техрегламенты требования энергоэффективности: не прошедшее экзамен оборудование постепенно запретят.
Подобные попытки внедрения инноваций уже были: принятый техрегламент на транспортные средства тоже должен помочь распространить перспективную, с точки зрения российских властей, технологию ГЛОНАСС. Навигаторами, работающими с этой системой, должны быть обязательно оснащены автобусы и грузовики. Это поможет спасателям, к примеру, на случай аварии автобуса в сельской местности — найти его будет легче. Не нравится ГЛОНАСС — пользуйся навигатором GPS, но, будь добр, установи ГЛОНАСС в нагрузку.
Как бы то ни было, Медведев вспомнил о забуксовавшей разработке техрегламентов весьма кстати. Дело в том, что формально правительство уже и сроки поджимают. Систему стандартов закон «О техрегулировании» должен был заменить уже с 1 июля 2010 года.
Заметив интерес Медведева к реформе, к президенту обратились бывшие руководители Госстандарта, предложив просто вернуться к советской системе ГОСТов, одновременно отменив закон «О техрегулировании». Они утверждают, что советская система стандартов признана одной из лучших в мире. Поэтому, полагают эксперты, вместо реформы техрегулирования необходимо было провести модернизацию советских стандартов.
Тем временем администрация Медведева, похоже, нашла выход из положения. В Госдуму был внесен проект поправок в закон «О техрегулировании», которые позволяют правительству вводить временные правила техрегулирования, уже действующие в ЕС или у партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана (Астана, кстати, приняла уже 50 техрегламентов, значительная часть которых списана с документов ЕС). Все эти временные правила будут работать до принятия российских регламентов. Поправки президента, как обещают в Думе, будут приняты в ускоренном режиме: за неделю.
Поправки Медведева проблемы с переходом от стандартов к регламентам не решают, как и не являются прививкой от подтормаживания реформы. В Ростехрегулировании уже заявили, что прямое заимствование «чужих» техрегламентов — невозможно.
Источник: lenta.ru
|