|
2 марта 2006 года Правительство РФ распоряжением № 266-р, подписанным 28 февраля премьер-министром Михаилом Фрадковым, одобрило концепцию развития национальной системы стандартизации
В документе отмечается, что организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют: национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии); научно-исследовательские организации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации и разработчики стандартов.
В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
В концепции отмечено, что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации. В условиях глобализации экономических отношений она призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.
В целях совершенствования законодательных основ национальной системы стандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в закон "О техническом регулировании". В данном законе не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.
По отдельным направлениям хозяйственной деятельности, говорится в документе, эффективность и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами. Ввиду отсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональных кадров, а также недостаточного финансирования, ухудшается качество разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации. Темпы обновления и актуализации фонда документов национальноц системы стандартизации за последние годы снизились. Кроме того, несмотря на активное участие РФ в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов страны. В этой связи формирование национальной системы стандартизации должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, подчеркивается в концепции.
Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:
повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение научно-технического прогресса;
обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности РФ;
обеспечение единства измерений;
обеспечение рационального использования ресурсов;
обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
содействие сохранению РФ позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.
Для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо: сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах РФ, в том числе для выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической политики государства; обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов; обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей; сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию; обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг; применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования; оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта; усилить роль РФ и повысить ее авторитет в международной стандартизации; повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов; повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
Направления развития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации, усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда документов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения в области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.
Реализация концепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти на основе межведомственного плана мероприятий. Решение задач концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в РФ.
|