SONEL - удобно, точно, надежно!
Компания СОНЭЛ

Наши новости

Главная // Компания СОНЭЛ // Наши новости
21.03.2007
Расплата за энергопотери

Начиная с 2007 г. налоговые органы смогут штрафовать энергоснабжающие предприятия за непредоставление документально подтвержденных нормативов технологических потерь в тепловых сетях и электросетях на текущий год. Что до нормативов на 2008 г., то они должны быть представлены для утверждения уже к 1 апреля 2007 г., а не к 1 июня, как было заявлено первоначально.

Речь идет об отчетах о действительном положении дел в энергосистеме предприятия с указанием величин возможных технологических энергопотерь, подтвержденных независимой экспертизой. При этом сверхлимитные или ненормированные потери будут относиться на прибыль предприятий.

Эти нововведения, озвученные президентом группы компаний «Городской центр экспертиз» Александром Москаленко, стали главной темой первой северо-западной конференции «Энергоэффективность предприятия: нормирование и расчеты», организованной Городским центром экспертиз (Санкт-Петербург) при поддержке Федерального агентства по энергетике СЗФО. Новый порядок утвержден статьей 25 Налогового кодекса и приказами Минпромэнерго РФ №  265, 267, 268, 269 от 4 октября 2005 г. Вышеперечисленные приказы обязывают энергоснабжающие компании ежегодно рассчитывать и представлять в органы, регулирующие тарифы, утвержденные нормативы потерь в электрических и тепловых сетях. До 2006 г. предприятия могли включать все технологические потери в тарифы. Начиная с 2006 г. действует порядок, в соответствии с которым они будут платить за сверхнормативные потери из своего кармана. Более подробную информацию о новых правилах, ответственности за их неисполнение, а также о независимых экспертах, наделенных правом участвовать в расчетах нормативных энергопотерь, можно найти на сайте Минпромэнерго РФ.

По информации компании «Городской центр экспертиз‑Энергетика», только в 2006 г. крупные предприятия Санкт-Петербурга употребили газа на 20% выше заявленного показателя. Только по электричеству было выявлено 5 млрд кВт-ч, необоснованно заложенных в тарифы, что в денежном эквиваленте составляет около 5 млрд руб. Как подчеркивает заместитель руководителя регионального управления Федерального агентства по энергетике по СЗФО Александр Подсевалов, следует ожидать, что в 2007 г. Минпромэнерго будет жестче подходить к утверждению нормативов энергопотерь, чем в «пробном» 2006 г. По‑видимому, ни послаблений, ни пролонгации сроков подачи документов до декабря на этот раз не будет. Еще один стимул к своевременному утверждению нормативов энергопотерь, который начал действовать уже с 1 января 2007 г. ,– вступление в силу постановления о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно этому постановлению, граждане или выступающие от их имени организации могут потребовать разъяснения позиций со стороны энергоснабжающей организации, не утвердившей нормативы технологических потерь, их претензии по оплате услуг по теплоснабжению. Это требование закономерно, потому что оплата сверхнормативных потерь должна происходить за счет предприятия, а не за счет населения.

Спрос на энергоаудит должен вырасти

Несколько недель, оставшихся до даты утверждения нормативов на будущий год, – слишком малый срок для того, чтобы спохватиться и начать все с нуля. Реально для расчета, экспертизы и утверждения нормативов нужно не несколько недель, а несколько месяцев. К тому же требование об обязательном утверждении нормативов потерь было обнародовано больше года назад, так что оговориться незнанием приказов Минпром-энерго сложно. В обязательности организации энергоаудита тоже нет ничего нового, подчеркивает Александр Подсевалов, потому что оно необходимо для составления энергетического паспорта потребителя ТЭР. Другое дело, что в настоящее время контроль за наличием энергетического паспорта сведен к минимуму. Но начиная с 1 января 2006 г. энергоснабжающие предприятия просто обязаны обращаться к услугам экспертных организаций. Теперь, помимо основной задачи, энергоаудит компаний предусматривает также последующую экспертизу для подтверждения документальных данных, необходимых для расчета нормативов энергопотерь. К сожалению, не все предприятия могут предоставить эти данные в полном объеме. Как отметил руководитель департамента энергоаудита «Городского центра экспертиз‑Энергетика» Василий Тарасовский, за последние 2 года «мы обследовали больше двадцати предприятий, и ни на одном из них не было современной системы энергоучета, которая учитывала бы все используемые энергоносители. Только на 6 из них были автоматизированные системы учета отдельных энергоносителей, чаще всего – электроэнергии».

Зачем это нужно

Но знание «слабых мест» в энергетическом хозяйстве предприятия необходимо не только для того, чтобы не подвергнуться взысканиям свыше, но и для сведения к минимуму энергопотерь. Как напомнил участникам конференции руководитель программы Международной финансовой корпорации в Северо-Западном регионе Максим Титов, энергосбережение – это повышение конкурентоспособности предприятия, бесперебойная работа оборудования и защита от удорожания энергии. Это дополнительный шанс на привлечение инвесторов, особенно зарубежных, принимающих решение с учетом наличия природоохранных и энергосберегающих мер.

Одно из типичных препятствий для проведения энергоэффективной политики на предприятиях, по мнению ведущего специалиста «Городского центра экспертиз‑Энергетика» Владимира Завадского, – отсутствие корпоративности во взаимоотношениях между четырьмя специалистами, определяющими энергетическую политику предприятия: главным энергетиком, финансовым директором, технологом и юристом. При этом, чем чаще встречается позиция «это не мое дело», тем больше шансов, что отдельно взятому специалисту придется решать задачи, находящиеся вне сферы его компетенции. К примеру, главный энергетик вынужден вникать в тонкости частотного регулирования, в то время как его задача – знать, сколько кВт-ч предприятие должно экономить в год. Остальное – не его проблема.

А какую роль в процессе энергосбережения могут играть юристы? Самую прямую. В частности, они должны принимать участие в определении максимума нагрузки. Особенно актуальна эта задача для муниципальных предприятий. «Многие руководители считают, что предприятию необходимо иметь запас мощности, и заявляют заведомо завышенные цифры, – поясняет Владимир Завадский. – Но в том случае, если заявленные мощности действительно понадобятся, предприятию придется предпринимать дополнительные усилия и затраты, необходимые для выполнения заявленных обязательств. Таким образом, ошибочно понятая предусмотрительность предприятий оборачивается против них самих».

Источник: «Энергетика и промышленность»




назадназад  |  
Контактная информация:
Факс/тел.: +7 (495) 287-43-53