|
Нижегородские ученые научат мир добывать энергию
Сегодня в Женеве на XXXV салоне изобретений, новой техники и технологий губернатор Валерий Шанцев проведет презентацию стенда Нижегородской области, на котором будут представлены инновационные проекты нижегородских ученых и промышленных предприятий.
Проект нижегородских атомщиков, который официально называется "Источники электрической и тепловой энергии на основе технологий атомного судостроения", а проще говоря, плавучих атомных теплоэлектростанций, осенью прошлого года на аналогичном форуме в Брюсселе был удостоен золотой медали. В Женеве его представлять уже не будут, поскольку в минувшие выходные в Северодвинске началась его реализация. Там на заводе "Севмаш" разработка нижегородских ученых начала приобретать материальное воплощение. По заказу Федерального агентства по атомной энергетике началось строительство первой из предполагаемых шести плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС).
По оценкам специалистов, плавучие АЭС найдут широкое применение в энергодефицитных регионах, а также при осуществлении проектов, требующих автономного и бесперебойного энергоснабжения при отсутствии развитой энергетической системы. ПАТЭС будет размещаться на несамоходных платформах, которые можно буксировать в те прибрежные районы, где не хватает электричества и тепла.
Кроме того, их можно использовать в качестве опреснительных установок. Интерес к ним проявляют, по данным Росатома, более 12 стран мира.
Какое отношение все это имеет к Нижнему Новгороду? Строить установки будут в Северодвинске, использовать - в труднодоступных районах Крайнего Севера или даже в Тихом океане. Получит ли что-то наша область от этого проекта? С таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к главному конструктору проекта реакторной установки плавучей АТЭС Вячеславу Беляеву:
- Для нашего конструкторского бюро - главного конструктора атомной энергоустановки плавучей станции - это событие означает начало реализации наших идей и технических решений по новому и весьма перспективному направлению развития атомной энерг етики. Эти идеи и решения вынашивались около двадцати лет на основе большого опыта нашего предприятия в создании аналогичных энергоустановок для судов гражданского флота, в первую очередь - атомных ледоколов, которые очень хорошо показали себя в Арктике. Сегодня в условиях обостряющегося дефицита и роста цен на топливо, электрическую и тепловую энергию такие энергоисточники оказались реально востребованными, особенно в районах Крайнего Севера.
Во-вторых, это реальная и довольно значительная загрузка наших конструкторов и производства. На 2007 - 2008 годы общий объем заключенных договоров на изготовление комплектов оборудования реакторных установок для первой плавучей атомной станции составляет около полутора миллиардов рублей. Эта сумма делится между нами и заводом, на котором будут производиться установки, и составляет существенную долю загрузки наших предприятий. А всего в этом проекте занято около 20 промышленных предприятий.
В-третьих, эта работа имеет долговременный характер, поскольку принято решение о строительстве не одной, а серии плавучих АТЭС в период до 2014 года в количестве по крайней мере шести единиц. Это означает, что в будущем году начнется строительство следующей станции, и в дальнейшем перед нами как поставщиками оборудования будет стоять задача запуска в производство комплектов оборудования каждые полгода. Это очень непростая задача, учитывая технологическую сложность оборудования и высокие требования к качеству его изготовления. Объем работ может еще больше возрасти при появлении экспортных заказов, что представляется весьма вероятным после пуска головной станции в 2010 году.
Наша справка
Мощность плавучей АЭС, строительство которой планируется завершить к 2010 году, составит 70 мегаватт. Станция будет строиться в условиях судостроительного завода, а затем транспортируется на постоянное место пребывания. Стоимость проекта строительства плавучей АЭС составляет 200 миллионов долларов. По прогнозам, станция полностью окупит себя не позднее чем через 7 лет. При серийном производстве на сооружение ПАТЭС будет затрачиваться не более 3 лет. Сейчас срок реализации пилотного проекта составляет 3,8 года.
ПАТЭС заключается в том, что она может эксплуатироваться без перезагрузки топлива в течение 12-15 лет и имеет повышенный уровень радиационной безопасности, не оказывая при нормальной эксплуатации радиационного воздействия на окружающую среду.
Источник: Российская Газета
|