|
Энергетика и власть: движение должно быть встречным
Большинство регионов России в последние годы столкнулось с проблемой дефицита электроэнергии. И если в западных регионах России он связан с нехваткой генерирующих мощностей, то в Сибири главными проблемами становятся изношенность и неразвитость транспортной инфраструктуры — передающих сетей и оборудования.
Их развитие, модернизация и реконструкция — основная задача региональных сетевых компаний, находящихся под управлением ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОАО «Алтайэнерго», ОАО «Бурятэнерго», ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Кузбассэнерго — региональная электросетевая компания», ОАО «АК «Омскэнерго», ОАО «Томская распределительная компания», ОАО «Хакасэнерго» и ОАО «Читаэнерго»). Каждая из них, как и МРСК Сибири в целом, имеет сегодня инвестиционную программу как минимум до 2010 года. Конечная цель каждой программы — обеспечение энергобезопасности в регионе присутствия и создание резерва мощностей для развивающихся экономик регионов. Однако реализовать эти планы можно только при полном взаимопонимании и взаимной поддержке энергетиков и региональных властей.
Недавно ОАО «Красноярскэнерго» представило план развития электросетевого комплекса Красноярска, созданный совместными усилиями городских властей и энергетиков. Систематизировав программы строительства новых микрорайонов столицы края, сверив их с генеральным планом развития, власти получили четкое представление о том, где в ближайшие годы резко возрастет потребность в электричестве. На этом основании энергетики смогли оценить свои возможности, проанализировать различные варианты решения задачи и сформировать свою программу расширения и реконструкции сетевого комплекса.
Сегодня красноярские энергетики вполне ясно представляют, какие средства, в какие сроки, а также когда и какое оборудование им понадобятся, чтобы город не испытывал дефицита электроэнергии и мог развиваться теми темпами, которые позволяли бы решать задачи национальных и краевых социальных проектов. Объем инвестиций до 2015 года на реализацию программы запланирован в размере 8 млрд 17 млн рублей. Из них 3 млрд 848 млн рублей пойдет на новое строительство, 4 млрд 169 млн рублей — на реконструкцию и техническое перевооружение. Известны и источники средств: новое строительство будет осуществляться главным образом за счет платы за технологическое присоединение — это единственный легитимный источник финансирования инвестиционной программы развития сетевого комплекса. По оценкам специалистов, опыт красноярских энергетиков по выстраиванию взаимоотношений с региональной властью — один из весьма эффективных, но пока малочисленных.
В минувшем году региональные сетевые компании, управляемые МРСК Сибири, ввели в строй ряд объектов, что позволило до некоторой степени повысить надежность и эффективность передачи и распределения электроэнергии и даже создать некий резерв дополнительных мощностей. Около 87 млн рублей затратило ОАО «Бурятэнерго» на реконструкцию линии электропередачи 110 киловольт Култук-Зун-Мурино. Почти в 60 млн рублей обошлась реконструкция двух подстанций ОАО «Томская распределительная компания». Крупный проект был реализован ОАО «Красноярскэнерго»: реконструкция трех подстанций — «Восточная», «Северная» и «Институт физики» — позволила снять сетевые ограничения на подключение потребителей в развивающихся районах Красноярска.
В этом году МРСК Сибири планирует инвестировать в сетевой комплекс почти 2,7 млрд рублей — на 45% больше, чем в прошлом. Большая часть инвестиционных средств будет сформирована за счет амортизационных отчислений и собственной прибыли компании. И всего 478 млн рублей — за счет платы за технологическое присоединение. В то же время общеизвестен факт: в среднем износ сетей и оборудования в Сибири приближается к 70%. Хотя есть в Сибирском федеральном округе регионы, где износ доходит до 80%, а то и 84%.
Но и 70% износа специалисты называют критическим уже сегодня. При этом постоянно растет потребление электроэнергии, реализуются крупномасштабные проекты в регионах Сибири. Это повлечет дополнительное резкое увеличение нагрузки на сети. До 2010 года общий объем финансирования составит 16,5 млрд рублей, что может ежегодно снижать износ не более чем на 1%. По самым оптимистичным расчетам, это позволит сохранять лишь работоспособность электросетевого комплекса на нынешнем уровне, но никак не дает оснований говорить о синхронном развитии сетей и экономики. Мировая практика диктует совершенно иные требования: для нормального функционирования энергетики и удовлетворения потребностей населения и экономики износ оборудования и сетей не должен превышать 45–50%. Для того чтобы добиться такого показателя хотя бы к 2020 году, уровень износа должен ежегодно снижаться не менее чем на 5%, а никак не на 1%.
Плата за технологическое присоединение введена в большинстве регионов Сибирского федерального округа: первой ее ввели в Красноярском крае и Читинской области. Власти этих субъектов Федерации подошли очень ответственно к развитию своих регионов. Были приняты решения о вводе такой платы в Бурятии и Хакасии, но, к сожалению, в недостаточном для развития объеме. В конце апреля этого года тариф на технологическое присоединение был утвержден в Республике Горный Алтай — здесь очень высок процент износа сетей и оборудования. На очереди — Алтайский край.
В Томске, Омске и Кемерове региональные власти вплотную подошли к принятию решений, однако, понимая всю ответственность за промедление, заняли выжидательную позицию. Особенно напряженно стоит вопрос развития и функционирования электрических сетей в Кемеровской области. В регионе стремительно наращиваются объемы строительства жилья, производства, и сети в нынешнем их состоянии могут стать сдерживающим фактором в развитии экономики и социальной жизни региона.
Как отмечает генеральный директор ОАО «МРСК Сибири» Владимир Райфикешт, пришло время оценивать проблему сугубо прагматически. Если мы хотим, чтобы регионы развивались, нужно забыть о том, что введение любого нового платежа априори политически непопулярно, и помнить, что даже избыточно произведенную энергию (если таковая появится на рынке) необходимо качественно транспортировать до потребителя. И как раз система транспортировки сегодня находится в угрожающе изношенном состоянии. В ряде регионов нехватка мощностей по передаче электроэнергии уже сегодня сдерживает развитие целых отраслей, освоение новых территорий. В зоне Нижнего Приангарья (Красноярский край), развитие которой является крупнейшим инвестиционным проектом национального масштаба, нехватка мощностей составляет 400 мегаватт. Ускоренного развития требует сетевой комплекс Томской области: без этого невозможен прирост промышленного производства в нефтегазовом комплексе, составляющем сегодня основную статью доходов государства.
Однако мало принять решение о введении платы за технологическое присоединение. Сам тариф должен быть адекватным поставленным задачам. РЭК Хакасии одной из первых летом прошлого года приняла решение о плате за техприсоединение, однако размер тарифа ни в коей мере не удовлетворяет потребности электросетевого комплекса в инвестициях. Условно защищая новых потребителей, чиновники ставят под удар всех остальных. Хотя одним из принципиальных соображений энергетиков, разрабатывавших совместно с правительством РФ систему нового платежа, было как раз требование социальной справедливости по отношению к тем, кто не вводит в эксплуатацию новых объектов и не увеличивает нагрузку на сети. Половинчатое решение, принятое в Хакасии, с одной стороны, не способствует решению задач по развитию сетевого комплекса, с другой — не позволяет гарантировать стабильное энергоснабжение существующим потребителям.
Сегодня достаточно очевидно: в тех регионах, где местные власти работают с энергетиками в тесном контакте и по согласованным планам, видна достаточно ясная перспектива развития территорий, определены «точки роста». Там, где такой взаимовыгодный контакт не установлен, ситуация только усугубляется, и под угрозу попадает энергобезопасность населения и экономики.
Источник: www.energo-info.ru
|