|
«Быстрые» реакторы: Россия решила проблему топлива и отходов
Как считают профессионалы атомной отрасли, современный взгляд на эту проблему базируется на трех аксиомах. Во-первых, без ядерной энергетики у цивилизации нет завтрашнего дня, ибо ничего другого более эффективного и конкурентоспособного пока не придумано. В свою очередь, у атомной энергетики нет будущего без замкнутого ядерно-топливного цикла. Вне этой технологии ее дни могут быть сочтены уже в нашем веке. Дело в том, что ядерная энергетика стремительно уничтожает скромные природные запасы урана. Снять проблему топлива на длительную перспективу, а, возможно, и навсегда, обещают только реакторы на быстрых нейтронах. Это и есть третья составляющая аксиомы.
Все страны, развивающие атомную энергетику, концептуально уже осознали, что будущее атомной энергетики связано с «быстрыми» реакторами. Франция намерена завершить свой новый проект к 2040 году. США, сожалея о том, что в свое время заморозили программу реактора на быстрых нейтронах, сегодня всеми силами форсируют работу на этом направлении. По оценкам зарубежных участников конференции, Россия, более чем кто-либо, имеет все технологические и научные основания для активного внедрения реакторов на быстрых нейтронах уже в ближайшем будущем.
Исторически сложилось так, что уже на ранней стадии ядерной энергетики быстрым реакторам в России уделялось достаточно много внимания. Проблема решалась постепенно и поэтапно, проходя путь от маленьких исследовательских аппаратов к реакторам промышленного масштаба. В 1980 году на Белоярской АЭС (Урал) был пущен в строй опытно-промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-600, который успешно работает до сих пор, выдавая энергию в сеть. Технология продолжает совершенствоваться шаг за шагом, ради исключения ошибок.
Выступая на конференции, заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом» Олег Сараев подчеркнул, что строящийся реактор БН-800 страна намерена запустить в эксплуатацию уже в 2012 году. Этот проект заложен в Федеральную целевую программу развития атомной энергетики и осуществляется на государственные деньги. К 2030 году Россия планирует иметь конкурентоспособный, отработанный и испытанный реактор на быстрых нейтронах, готовый для коммерческого применения.
Чем же так хорош «быстрый» реактор? Прежде всего, тем, что обеспечивает решение двух важнейших задач атомной энергетики. Обладая некоторым избытком нейтронов, он способен сжигать ядерное топливо и одновременно воспроизводить новое, т.е. самообеспечиваться. Таким образом, решается и важнейшая проблема т.н. «ядерных отходов» отпадает необходимость их хранить на складах.
Реактор БН-800 (как и следующий, БН-1800) предполагается расположить на площадке Белоярской АЭС. Он будет работать на смешанном уран-плутониевом топливе (т.н. МОКС-топливе; англ. MOX). Причем, уран не требует обогащения и может использоваться даже обедненным. Физики считают, что, с практической стороны, это вариант неиссякаемого топлива.
Внедрение в атомную энергетику реакторов-бридеров (от анг. to breed множить, воспроизводить) позволит повысить эффективность использования природных ресурсов в 50 раз, а значит минимизировать количество обременительных радиоактивных отходов. Имея 3-4 реактора на быстрых нейтронах, человечество могло бы к 80-м годам нашего столетия решить существующие проблемы с хранением облученного ядерного топлива. В наше время «атомного ренессанса», когда о желании строить у себя АЭС заявляют все новые и новые страны, а традиционные «ядерные» государства нацелены наращивать имеющуюся энергетическую базу, такое обстоятельство приобретает все большее значение.
Исполняющий обязанности генерального директора концерна «Росэнергоатом» Александр Локшин подчеркнул, выступая на конференции, что «реализация технологии замкнутого топливного цикла в реакторостроении должна осуществляться посредством международной кооперации». Это один из ключевых вопросов дорогостоящей программы реализации «быстрых» реакторов. Традиция соединения интеллектуальных и финансовых сил на этом направлении существует. Сегодня Россия уже имеет Соглашение с Францией, согласно которому на данном направлении работают 7 групп специалистов. Большие контакты осуществляются в этой области с Японией. Россия приглашена также в проект ИНПРО (под эгидой МАГАТЭ), возникший по инициативе президента Владимира Путина после саммита G-8 в 2000 г.
Итог работы конференции Сборник докладов ее участников, ученых и специалистов разных стран. Говоря о значении форума, представитель Федерального Агентства по атомной энергии Валерий Ванюков подчеркнул, что результаты сообщений и дискуссий участников, безусловно, окажут влияние на технологическую политику в отношении «быстрых» реакторов, во многом воплотятся в практических решениях государственных структур разных стран.
Источник:elmagazin.ru
|