|
Потребители электричества создают свое лоббистское объединение
В конце января было официально зарегистрировано НП «Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности)», сообщает сегодня газета «Коммерсантъ». В НП входят представители ТНК-ВР, УГМК, СИБУРа и «Рособоронэкспорта». Возглавит НП вице-президент ТНК-ВР Павел Струнилин. Организация собирается, в частности, участвовать в разработке правил долгосрочного рынка мощности и добиваться установления «справедливых тарифов». В 2009 году тарифы энергокомпаний были подняты в среднем на 19%.
Все участники НП относятся к разряду крупнейших потребителей: годовое потребление ТНК-BP составляет около 12-14 млрд кВт·ч, предприятиям СИБУРа требуется примерно 9,5 млрд кВт·ч. Для ряда компаний цены на энергию составляют значительную долю себестоимости, к примеру, в нефтехимии затраты на электроэнергию в структуре расходов на производство могут достигать 50%, говорят в СИБУРе.
Противовесом партнерства можно считать созданный в прошлом году Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики, куда входит большинство крупнейших частных генерирующих компаний России. Его директору Игорю Миронову известно о создании нового НП, и он надеется, что «оно станет органом, способным формировать консолидированную позицию потребителей».
Интересно, что зачастую крупные компании сами являются владельцами электростанций. Например, источник «Ъ» в УГМК говорит, что у компании есть своя генерация, однако она обеспечивает лишь около 4% потребления холдинга, в СИБУРе подчеркивают, что собственных мощностей практически нет и те, что имеются, «покрывают микроскопические объемы внутреннего потребления». Некоторые потребители заинтересованы и в создании собственных генерирующих мощностей. В УГМК есть проект по строительству вместе с корейскими партнерами ТЭЦ в Кемерове, ТНК-BP принадлежит блокпакет (25% плюс одна акция) в NVGRES Holding Limited, которая владеет крупной Нижневартовской ГРЭС.
В случае если компания производит электроэнергию не только для своих нужд, но и на продажу, может возникнуть конфликт интересов: покупатели заинтересованы в снижении цены, генераторы — в повышении. Как поясняет источник «Ъ», знакомый с правилами Сообщества потребителей, участие в партнерстве возможно в том случае, если производство энергии ниже собственного потребления. Как решать проблему, если, например, компания имеет генерирующие мощности в одном регионе, а ее предприятия—покупатели энергии находятся в другой части страны, источник не уточнил.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что Сообщество покупателей электроэнергии может быть эффективно, если его представители будут «включены в инфраструктуру рынка, например в наблюдательный совет Совета рынка». Кроме того, деятельность нового объединения должна быть понятна прочим участникам этого рынка, включая правительство и Минэнерго. «Последнее слово все равно остается за ведомствами»,— соглашается Александр Корнилов из Альфа-банка. Вопрос лишь в том, насколько они способны прислушиваться к мнению участников рынка, добавляет аналитик.
Источник: http://energyland.info
|