Приложение 3 НОРМЫ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И АППАРАТОВ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
23. Электродвигатели переменного тока.
Наименование испытания |
Вид испытания |
Нормы испытания |
Указания |
23.1. Измерение сопротивления изоляции. |
|
У электродвигателей мощностью более 5 МВт измерения производятся в соответствии с установленными нормами и инструкциями заводов-изготовителей. |
Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром на напряжение: 500 В - у электродвигателей напряжением до 500 В; 1000 В - у электродвигателей напряжением до 1000 В; 2500 В - у электродвигателей напряжением выше 1000 В. |
1) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение выше 1000 В или мощностью от 1 МВт до 5 МВт; |
К, Т |
Сопротивление изоляции должно быть не ниже значений, приведенных в табл. 28 (Приложение 3.1). |
|
2) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение до 1000 В; |
К, Т |
Сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 1 МОм при температуре 10 - 30 град. С, а при температуре 60 рад. С - 0,5 МОм; |
Значения сопротивлений относятся ко всем видам изоляции. |
3) коэффициент абсорбции (отношение R60 / R15) обмоток статора электродвигателей напряжением выше 1000 В; |
К, Т |
Значение R60/R15 должно быть не ниже 1,3 у электродвигателей с термореактивной изоляцией и не ниже 1,2 у электродвигателей с микалентной компаундированной изоляцией. |
Производится мегаомметром на напряжение 2500 В для электродвигателей мощностью от 1 до 5 МВт, а также меньшей мощности для электродвигателей наружной установки с микалентной компаундированной изоляцией. |
4) обмоток ротора; |
К, Т |
Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм. |
Производится у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором напряжением 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт мегаомметром на напряжение 1000 В (допускается 500 В). |
5) термоиндикаторов с соединительными проводами; |
К |
Не нормируется. |
Производится мегаомметром на напряжение 250 В. |
6) подшипников. |
К |
Не нормируется. |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, подшипники которых имеют изоляцию относительно корпуса, производятся относительно фундаментальной плиты при полностью собранных маслопроводах мегаомметром на напряжение 1000 В при ремонтах с выемкой ротора. |
23.2. Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей перед включением. |
К |
Электродвигатели включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже значений, приведенных в п. 23.1. |
|
23.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. |
К |
Значение испытательного напряжения принимается по табл. 29 (Приложение 3.1). |
По решению технического руководителя Потребителя испытание электродвигателей напряжением до 1000 В может не производиться. |
23.4. Измерение сопротивления постоянному току: |
К |
|
|
1) обмоток статора и ротора; |
|
Измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, приведенные к одинаковой температуре, не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на +/-2%. |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, сопротивление обмотки ротора измеряется у синхронных двигателей и электродвигателей с фазным ротором. |
2) реостатов и пускорегулировочных резисторов. |
|
Сопротивление не должно отличаться от исходных значений более чем на +/- 10%. |
У электродвигателей напряжением 3 кВ и выше производится на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек. |
23.5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. |
К |
У электродвигателей мощностью 1000 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками скольжения размеры воздушных зазоров в точках, расположенных по окружности ротора и сдвинутых относительно друг друга на угол 90 град., или в точках, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться более чем на 10% от среднего размера. |
Производится, если позволяет конструкция электродвигателя. |
23.6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. |
К |
Увеличение зазоров в подшипниках скольжения сверх значений, приведенных в табл. 30 (Приложение 3.1), указывает на необходимость перезаливки вкладыша. |
|
23.7. Проверка электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. |
К |
Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10% от значения, указанного в каталоге или в инструкции завода-изготовителя. Продолжительность испытания - 1 час. |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и мощностью 100 кВт и более. |
23.8. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. |
К, М |
Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях. При отсутствии таких указаний см. табл. 31 (Приложение 3.1). |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и электродвигателей ответственных механизмов. |
23.9. Измерение разбега ротора в осевом направлении. |
К |
Не выше 4 мм, если в заводской инструкции не установлена другая норма. |
Производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения, ответственных механизмов или в случае выемки ротора. |
23.10. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. |
К |
Производится при нагрузке электродвигателя не менее 50% номинальной. |
Производится у электродвигателей напряжением выше 1000 В. |
23.11. Гидравлические испытания воздухоохладителя. |
К |
Производится избыточным давлением 0,2 - 0,25 МПа (2 - 2,5 кгс/см2), если отсутствуют другие указания завода-изготовителя. |
Продолжительность испытания - 5 - 10 мин. |
23.12. Проверка исправности стержней короткозамкнутого ротора. |
К |
Стержни короткозамкнутых электродвигателей должны быть целыми. |
Производится у асинхронных электродвигателей мощностью100 кВт и более. |
23.13. Испытание возбудителей. |
|
Производится у синхронных электродвигателей в соответствии с требованиями заводских инструкций. |
|